Разное

Как выбрать шлифмашину: советы профессионала

Отшлифовать или состарить деревянную деталь, снять лакокрасочное покрытие, удалить ржавчину, сточить заусенцы, затереть шпаклёвку, обработать пластик, отполировать камень — всё это и многое другое под силу современным шлифовальным машинам. Итак, предлагаем лозунг: «Выбирайте шлифмашину с нами, выбирайте как мы, выбирайте лучше нас!»

Шлифование: этот процесс у многих вызывает неприятные ощущения, даже при одном упоминании о нём. Что тут скажешь, шлифование — операция монотонная, трудоёмкая, кропотливая, пыльная, иногда шумная, немножечко вредная, но, к сожалению, неизбежная. Современные требования к отделочным работам достигли невиданных высот, никто уже не ставит под сомнение факт, что плоскости должны быть идеально ровными и гладкими. Финишные высокотехнологичные покрытия всё больше стремятся к тонкослойности и только подчёркивают недостатки основы. Даже укрупнённые, с готовым декоративным покрытием листовые строительные материалы приходится соединять, после чего следует заделка/шпаклевание или герметизация шва с последующей шлифовкой. Отечественные строители-отделочники и цеховики (производители мебели, «столярки», изделий из камня, объёмных полимеров, металла) медленно но верно привыкают к новым стандартам, неведомым ранее.

К счастью, матчасть отстала ненадолго: справиться с поставленной задачей рабочему люду помогает узкоспециализированный, относительно недорогой инструмент — шлифовальные машины, без которых нам уже не обойтись. В прошлом остался до боли знакомый наждак, закреплённый на деревянном бруске, или зажатый в руках. Передовики капиталистического производства выдали на-гора много, очень много замечательных профессиональных аппаратов для шлифования, рассчитанных на любые случаи жизни, не обделив вниманием и домашних мастеров — любителей создавать что-либо собственными руками. Разобраться в многообразии шлифмашин и сделать правильный выбор на самом деле несложно, главное знать, для чего предназначен конкретный инструмент, а также ясно понимать, какие задачи вы будете ставить перед шлифмашиной.

Принято различать три основных типа шлифовальных машин: ленточные, эксцентриковые (орбитальные), плоскошлифовальные (вибрационные). Все они имеют свою специализацию и образуют своеобразный каскад возможностей, направленный от быстрой грубой обработки до деликатного финишного шлифования. Многие из тех, кто «по долгу службы» плотно связан со шлифованием, имеют в своём арсенале полный набор инструмента этого класса. Ленточные шлифмашины — тяжёлая артиллерия для снятия больших слоёв с обширных плоскостей. ПШМ ориентированы на финишную обработку. А ЭШМ способны давать ещё более качественный результат, граничащий с полированием, но, по сравнению с вибрационными машинами, они имеют другой принцип работы и другую начинку.

Ленточные шлифовальные машины
Выше мы неосторожно назвали ленточную шлифмашину тяжёлой артиллерией, на самом деле уместнее было бы сказать «танк». Рабочий элемент этого хорошо узнаваемого инструмента — абразивная лента, склеенная в виде бесконечного кольца, которая перемещается по двум концевым роликам и отчётливо напоминает трак гусеничной машины. Такие агрегаты сравнительно мощные, они имеют относительно простую надёжную конструкцию (угловой редуктор плюс клиноременная передача), низкий центр тяжести, солидную скорость движения абразивного материала. С помощью ленточной шлифовальной машины можно легко снять слой материала в несколько миллиметров, сделать на заготовке кромку или закругление, удалить старое лакокрасочное покрытие или ржавчину. Ей подвластны: дерево, металл, полимеры, минеральные строительные материалы… Очистить от краски полы — да, подкорректировать строганный брус — пожалуйста, выровнять с браком шпаклёванную стену — без проблем. Однако стоит понимать, что высокая производительность является не лучшим другом качества, обязательно будут царапины и раковины. Для финишного шлифования необходимо будет применить орбитальную или плоскошлифовальную машину.

Не секрет, что на производительность электрического инструмента прямо пропорционально влияет потребляемая мощность его мотора — чем она выше, тем больше мы можем выжать из конкретного агрегата. В случае с ЛШМ у потребителя есть возможность выбирать из моделей с двигателем от 0,5 до 1,2 кВт (Skil Masters 7660MA — 1200 Вт).

Обратите внимание, что инструмент китайских торговых марок зачастую заявляется с завышенными показателями мощности двигателя, либо, если там действительно имеются озвученные ватты, то они не сбалансированы с остальными характеристиками аппарата. Рекордной мощностью хвалятся те производители, которым показать больше нечего, кроме разве что большого веса и громоздкости «уникального» изделия.

Следующая важная для ленточной шлифовальной машины характеристика — это скорость. Очевидно, что её тоже нужно учитывать, для определения возможностей инструмента. Быстрая машинка и сделает больше, но вот придавить её не удастся, если выдающаяся скорость не будет подкреплена добавочной мощностью. Всему виной пресловутый крутящий момент, который говорит, что чем больше скорости у инструмента, тем меньше ему остаётся силы. Ответственный производитель тщательно балансирует эти характеристики, делает их взаимно изменяемыми, за что иногда отвечает умная электроника. Скорость движения ленты в данных шлифмашинах может находиться в пределах 150–550 метров в минуту (Фиолент МШЛ1–100 — 550 м/мин.).

Может возникнуть вопрос, а зачем вообще выпускать шустрые, но относительно слабомощные ЛШМ? Просто сверхпроизводительная (быстрая и одновременно сильная) машина сложнее управляется, она тяжелее, крупнее, дороже. Ею, при избыточном нажатии, легко испортить заготовку. В свою очередь маневренными скоростными легковесами удобно в короткие сроки, часто «по месту», обработать поверхность большой площади. Если вы ещё не знаете, какие нагрузки ожидают шлифмашину — выбирайте более медленную модель, на которую можно немного надавить, поэтому она будет более универсальной. Ещё многограннее являются ЛШМ с возможностью предустановки скоростного режима (Sparky MBS 976, DeWalt DW433). Среди них есть варианты с плавными или ступенчатыми регулировками.

Самое время сказать и об электронных системах, которые помогают в работе ленточными шлифмашинами. Эти машинки небогаты на электронную начинку, по сравнению с другими видами электрических инструментов. Всё обычно ограничивается регулированием скорости движения ленты. Переключатель, отвечающий за эту функцию, выполняется в виде ползунка или колёсика с делениями. Есть модели с защитой от перегрева (Metabo BAE 75). С некоторой натяжкой сюда можно отнести функцию фиксации пусковой кнопки во включенном положении.

Куда интереснее дело обстоит с механическими «прибамбасами». В комплекте может идти подставка или специальные струбцины, предназначенные для стационарного крепления инструмента (очень удобно для обработки мелких деталей). Шлифовальная рама служит своего рода ограничителем, который помогает избежать повреждения заготовки. Параллельный или угловой упор пригодится для получения точного скоса или ровной параллельной поверхности. Тонкий передний ролик в некоторых ЛШМ (Black&Decker KA88) имеет малый диаметр, что позволяет до минимума уменьшить мёртвую зону во внутренних углах. Автоматическая центровка ленты (хитрая бочкообразная форма одного из роликов) не позволяет последней предательски сползать в самый неподходящий момент. Дополнительная рукоятка с изменяемым наклоном или съёмная значительно увеличит функциональность машинки в «зажатых» местах — иногда ощутимо.

Отдельное внимание стоит уделить размерам рабочей плоскости — подошвы, соответственно, длине и ширине ленты. Широкие подошвы (100 мм) характерны для мощных профессиональных моделей, благодаря чему они становятся более стабильными и производительными. Класс «хобби» обычно ограничивают 75 миллиметрами. Длинная и широкая подошва дорогих ЛШМ имеет сложную конструкцию, состоящую из подложки и упругой пластины, что позволяет иметь постоянный равномерный контакт наждака с деталью, такой инструмент хорошо «держит плоскость». Нужно упомянуть «ленточки» с узкой оснасткой — это так называемые «электронапильники», которые не отличаются большой мощностью и универсальностью, но спецы ценят их за небывалую компактность (например, Makita 9032 с лентой шириной всего 9 мм).

Система пылеудаления есть во всех ленточных аппаратах, но не во всех она работает одинаково эффективно. Борьба с пылью ведётся либо с помощью подключаемого через патрубок пылесоса, либо сбором её в мешок, встроенный фильтр. Конечно, пылесос предпочтительнее, особенно при шлифовке минеральных оснований. В сверхдешёвых моделях крыльчатка, отвечающая за всасывание воздуха, со своей функцией не справляется, каналы быстро забиваются, в воздухе остаётся много вредной «муки».

Плоскошлифовальные (вибрационные) машины
Если брать во внимание чистоту обработки деталей, то плоскошлифовальные аппараты занимают промежуточное положение между ленточными и орбитальными. С их помощь осуществляют финишное шлифование плоских поверхностей, выполненных из самых разнообразных материалов — пластик, древесина, камень, металл… Благодаря сравнительно большой рабочей плоскости ПШМ пригодна для работы с серьёзной квадратурой. Секрет популярности вибрационных шлифмашин кроется в их умеренной стоимости, доступности элементов оснастки, а также в отсутствии мёртвых зон обработки (плоская вынесенная подошва легко обрабатывает углы).

Как выбрать шлифмашину: советы профессионала

Главный рабочий орган плоскошлифовальной машины — это плита, которая с небольшой амплитудой совершает частые возвратно-поступательные движения. Мотор в таких машинах располагается вертикально, что даёт возможность с помощью тандема «эксцентрик-противовес» вращательные движения вала перевести в поступательные движения платформы.

Большинство вибрационных шлифмашин традиционно могут похвастаться мотором мощностью в пределах 150–300 Вт, они довольно маневренны, в меру легки и компактны. Подобного уровня силовой установки практически всегда достаточно. Однако такое единомыслие производителей было бы, по меньшей мере, странным — существуют модели мощностью до 600 Вт (Makita 9046). Они, конечно, тяжелее и крупнее, но могут подолгу без перегрева работать на малых скоростях.

Важнейшим показателем ПШМ является амплитуда хода подошвы. В разных моделях она может разниться, хотя неизменно является сравнительно малой величиной. В среднем по классу платформа совершает перемещения на 1–3 мм, в более подвижных моделях могут фигурировать цифры 5–6 мм (Festool RS 100). Большая амплитуда помогает быстрее отшлифовать поверхность, но такая обработка вместе с тем будет и более грубой.

Ещё один нюанс — это частота хода подошвы. На высокой скорости машина быстро снимает относительно более толстый слой, а при меньшей частоте проще добиться точного финишного шлифования. Некоторые производители делают частоту движения платформы изменяемой, превышая отметку 20000 ходов в минуту (Bosch GSS 280 AE L-BOXX), что позволяет подстроиться под обработку различных видов материалов, под особенности конкретных поверхностей.
При выборе вибрационной шлифмашины отдельное внимание необходимо уделить платформе. С её размерами всё довольно просто, есть два варианта: своеобразный «стандарт» и модели «мини» — площадь плиты около 100 мм2 (Makita BO4557, Sparky MP 250). Малыши хорошо подходят для узких, зажатых мест. Очевидно, что подошва должна быть качественной, идеально плоской, с чёткими геометрическими формами. Бюджетные машинки оснащаются платформой из стали или высокопрочной пластмассы, а более дорогие аналоги — литыми площадками из сплавов с содержанием алюминия или магния (Festool RS 100). Хорошая подошва отличается точной балансировкой, что легко определяется малой степенью вибрации при работе без нагрузки (холостой ход). Немаловажно, из чего изготовлена накладка, самый подходящий вариант — это пористый полимер, он лучше, чем резина, «держит» плоскость.

В отдельный класс выделяют вибрационные шлифовальные аппараты с дельтовидной платформой, в народе их называют «утюг» (Hitachi SV12SH, Makita BO4565). Из-за миниатюрных размеров и хорошей «проходимости» их применяют для обработки предметов с небольшими деталями и сложных поверхностей, таких как мебель, столярка, элементы лестниц, кузов автомобиля. Их треугольные платформы бывают поворотными — можно продолжать работу неравномерно «съеденным» лепестком наждака (Festool Deltex DX 93E) или съёмными (с быстрой установкой другого типа площадки — для вогнутых/выпуклых поверхностей, для структурирования, полирования, натирки).

Другие интересные статьи